ГАУ ДО СШОР по велоспорту Республики Башкортостан #тренеруйсяснами

Гонки на треке

Велосипедный спорт на треке

   В отличие от многих олимпийских видов спорта, история которых исчисляется тысячелетиями, велосипедный спорт возник сравнительно недавно — в конце XIX века. Начиная с 1870 года в различных городах Франции, Италии, Великобритании и других странах начинается строительство треков.

Гонки на треке — вид велоспорта, проходящий на специальных велотреках овальной формы длиной от 133 до 500 м, шириной от 4 до 9 метров, наклон полотна трека на прямых участках – до 14.0, а на виражах – от 25.0 до 52.0 градусов.

  С появлением пневматических шин велосипедные гонки получили широкое распространение не только на треке, где до этого гонялись только «пауки» и «кенгуру», но и на шоссе.

  Первый чемпион мира по треку для спортсменов-любителей был организован в США (Чикаго) в 1893 году. С 1895 года начинают разыгрываться чемпионаты мира для спринтеров-профессионалов. В конце XIX века особой популярностью пользовались шестидневные гонки на треке. Первая такая гонка была устроена в 1896 году в Америке.

  1883 год и отмечается, как дата рождения велосипедного спорта в России. Вторым по значению для развития отечественного велоспорта было соревнование, состоявшееся 23 сентября 1884 году на Царском Лугу (Марсовом поле) в Санкт-Петербурге. Эти выступления ускорили создание Московского и Петербургского обществ велосипедистов — любителей. Уже в 1882 году в Петербурге было создано первое русское велосипедное общество. Устав Петербургского общества велосипедистов — любителей был утвержден 5 декабря 1884 года.

  Велосипедный спорт — одна из немногих дисциплин, которая была представлена на всех Олимпийских играх современности. Причем, для участников Игр I Олимпиады в Афинах был построен трек, во многом отвечающий современным стандартам. 8 апреля 1896 года были даны первые олимпийские старты, в которых приняли участие велосипедисты из 5 стран Европы. На первых Олимпийских играх лидировали велосипедисты Франции и Великобритании, затем к ним присоединились спортсмены Дании, Италии, Германии. В программу соревнований было включено пять видов гонок на треке и один на шоссе.

  Во время проведения I Олимпиады еще не было Международного Союза велосипедистов (УСИ), он возникнет лишь в 1900 году, но завидную настойчивую инициативу по включению велогонок в программу проявили представители Международного союза рабочих велосипедистов «Солидарность».

  Долгое время организаторы игр составляли программу соревнований по своему усмотрению, иногда устраивая гонки только на треке, как это было в 1900 году, или только на шоссе в 1904 и в 1912 годах.

  В 1908-1972 годах проводились трековые гонки на тандемах.

  Современный регламент соревнований в общих чертах стал определяться с 1928 года.

  Женщины впервые участвовали в Олимпиаде с 1984 года.

На современных Олимпийских играх велосипедный спорт на треке представлен в шести дисциплинах у мужчин и у женщин:

• Спринт – гонка на 2 или 3 круга, в которой принимает участие от 2 до 8 гонщиков. Заезды проводятся в несколько этапов. Главное – быть первым на финише.

  Этот вид наполнен массой тактических приёмов: от «сюрпляса» — стойка на месте, максимальная продолжительность которого допускается до 30 секунд, до довольно жесткой борьбы за позицию на максимальных скоростях.

  Весь объём захватывающей тактической борьбы регламентируется довольно чёткими правилами международных и всероссийских соревнований по велосипедному спорту.

• Кейрин представляет собой спринтерскую гонку, общая дистанция которой около 1,5 км, в которой гонщики начинают борьбу после прохождения нескольких кругов за мотоциклом, который уходит с полотна трека за 3 круга (для треков 250 м) до финиша. Для треков другой длины мотоцикл должен сойти с полотна трека примерно за 750 м до финиша.

  В гонке участвуют от 4 до 8 гонщиков. Соревнования проводятся в 1- 2 тура с заездами «Надажды».

  Количество кругов без мотоцикла должно равняться количеству кругов за мотоциклом. После ухода мотоцикла достигшего скорости до 50 км/час динамика гонки напоминает финишный спурт, как в спринте.

• Командный спринт представляет собой соревнование, в котором с противоположных сторон стартуют две команды, при этом каждый участник должен лидировать один круг. Победу присуждают команде, показавшей лучший результат.

Команда состоит из 3 гонщиков, и дистанция составляет 3 круга.

• Омниум – многоборье: отдельное соревнование включает в себя четыре вида соревнований, проводимых с максимальным количеством гонщиков, которое установлено согласно вместимости трека (24 гонщика на 250 м.), и проводится в один день. Состоит из гонки скрэтч, гонки темпо, гонки с выбыванием и гонки по очкам. За первые три дисциплины гонщики зарабатывают баллы в соответствие с занятым местом: 1 место – 40 баллов, 2 место – 38 баллов, 3 место – 36 баллов и т.д. Окончательный рейтинг омниума составляется после прямого добавления заработанных баллов гонки по очкам в суммарный итог. Победителем «омниума» объявляется гонщик, набравший максимальное количество очков.

• Командная гонка преследования – гонка с участием двух команд, стартующих на противоположных сторонах трека. Победителем становиться команда, догнавшая другую команду, или показавшая лучшее время прохождения дистанции.

  Соревнование, проходящее на дистанции 4 км для команд, состоящих из 4-х гонщиков. Результат и классификация каждой команды определяются по третьему участнику команды, закончившему гонку. Время прохождения дистанции регистрируется по переднему колесу третьего гонщика команды.

  Соревнования проводятся в две фазы:

      1) Квалификационные заезды для выявления 4-х лучших команд с учетом времени прохождения дистанции;

      2) Финалы.

• Мэдисон – это гонка, в которой участвуют команды из 2 гонщиков, которые поочерёдно сменяют друг друга до момента промежуточного финиша с начислением очков. Смена осуществляется при касании рук гонщиков или туловища спортсмена. Только один член команды постоянно находится в гонке, в то время как напарник медленно едет по полотну трека, пока ему не передали смену. Финальные места определяются в соответствии с набранными очками, которые получили команды на промежуточных финишах и за круги преимущества.
  При проведении чемпионата России промежуточные финиши организуются: для мужчин через каждые 20 кругов; для женщин через каждые 10 кругов независимо от длины трека. Общая протяженность гонки для категории мужчин составляет 50 км; для женщин 30 км.

Чемпионаты мира проводятся с более расширенной программой. К указанным олимпийским видам добавляются следующие:

• Гит с места 1000 м для мужчин и 500 м для женщин –индивидуальная гонка на время. Гонка проводится в 2 тура: квалификация и финал. В финал отбирается 8 лучших результатов после прохождения квалификации. Победителем признается гонщик, показавший лучшее время.

• Индивидуальная гонка преследования – гонка с одновременным стартом двух человек, стартующих с противоположных сторон трека. Цель гонки продемонстрировать лучшее время.

• Гонка по очкам представляет собой соревнование на дистанцию до 40 км у мужчин, и до 25 км у женщин, в котором окончательная классификация определяется по количеству очков, набранных гонщиками на промежуточных финишах или за круги дистанционного преимущества.

• Гонка с выбыванием – в этом состязании участник, пересекающий линию очередного промежуточного финиша последним, выбывает из гонки. Когда на полотне остается 2 гонщика, они разыгрывают между собой спринт.

• Скрэтч – групповая индивидуальная гонка на 15 км у мужчин и 10 км у женщин. Выигрывает гонщик, пересекший финишную черту первым с учетом кругов дистанционного преимущества.

Всего на треке разыгрывается - 36 комплектов медалей.


Основные этапы развития велосипедного спорта на треке в России.

  Окончание XIX века в спортивной жизни ознаменовалось тем, что в России начали массово сооружать велосипедные треки. В Москве впервые появился в 1981 году. Деревянный трек существовал в Петербурге. Самый старый трек открыт в Туле в 1896 году. Он несколько раз подвергался реконструкциям.

  Создание в 1936 году добровольных спортивных обществ (ДСО) имело большое значение в развитии советского велосипедного спорта. Стали регулярно проводиться чемпионаты СССР и республик по треку, шоссе и велокроссу, а также велотуры по союзным республикам.

  В 1940 году чемпионат СССР впервые прошел на старейшем в стране тульском треке. На многие годы тульский трек стал центром проведения наиболее значимых соревнований по велоспорту на треке.

  В 1947 году вступил в строй Харьковский велосипедный завод, что создало мощную базу развития велосипедного спорта в СССР. Расширялась и совершенствовалась программа всесоюзных соревнований. Росла популярность велоспорта среди жителей сельских районов. Расширялись встречи с ведущими зарубежными гонщиками.

  С созданием в 1951 году Национального олимпийского комитета СССР, который был признан МОК и вошел в него, открывался путь к участию советских велосипедистов в крупных международных соревнованиях.

  Первое боевое крещение на Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки явилось школой для наших велосипедистов. Пришлось пересмотреть систему тренировок наших гонщиков. Активнее начались разрабатываться научно обоснованные программы подготовки советских гонщиков. Ставится вопрос о необходимости строительства крытого велотрека. Вместе с тем, продолжать строительство цементных открытых треков.

  С 1972 года начали проводить парные шестидневные гонки, которые значительно повысили мастерство трековых и шоссейных гонщиков СССР.

  С 1973 года с открытием трека в Ленинабаде (Таджикская ССР) начали организовываться зимние чемпионаты СССР, что явилось серьезным шагом повышения уровня специальной подготовки советских гонщиков.

  В 1978 году во Львове (Украинская ССР) состоялось открытие первого в СССР крытого велотрека с 250-метровым деревянным полотном.

  В 1979 году в Москве (Крылатские холмы), столице СССР, возвели два уникальных сооружения: крытый велотрек с 333-метровым деревянным полотном, который стал натуральной кузницей высших мировых достижений, и уникальную функциональную шоссейную трассу для проведения тренировок и соревнований по шоссе. Ввод этих сооружений оказал неоценимое влияние на спортивные достижения советских гонщиков и развитие велоспорта в СССР. В 1980 году на этих сооружениях состоялись знаменательные ХХ Олимпийские игры.

  В 1980 году в СССР функционировало 21 трек: 13 бетонных трека и 6 деревянных треков.

  После событий 1991 года в России осталось: 4 бетонных трека и 1 деревянный, крытый велотрек.

  В 2007 году вступил в строй 250-метровый велотрек с деревянным полотном в Санкт-Петербурге, на котором начал функционировать центр подготовки велосипедистов: от этапа начальной подготовки, начиная с детей 10-летнего возраста, до гонщиков высшего международного спортивного мастерства.

  В 2013 – 2014 годах в г. г. Воронеже, Симферополе и Майкопе вступили в строй 3 легко возводимых велотрека с покрытием из водостойкой «палубной» фанеры.

  В 2014 году начал функционировать ещё один 250-метровый велотрек с деревянным полотном в г. Омске. Он позволяет совершенствовать свое мастерство гонщикам центральной и восточной части России.

  В 2015 году в г. Туле было начато возведение асфальтированного 177-метрового детского «вело-городока». Данное сооружение должно включать: детский велотрек с виражами 25 градусов; мини велодром ВМХ для начинающих с длиной дорожки 70-75 метров; 4 линии «дёрта» с высотой препятствий от 50 см до 150 см; площадку для проведения учебных занятий с начинающими для овладения техникой владения велосипедом, а также спортивных и подвижных игр; переходной мостик во внутрь трека, что обеспечит безопасность участников тренировочных занятий.